ПРОСЬБА ПАСТЫРЯ

Мне жалко вас, и я разрешаю грехи, но… ваши немощи перекладываются на меня, а силенки мало, а тут еще лукавого нападения. На простого христианина один бес нападает, на монаха – семь лукавых, а на священника – 30! Вот и прошу ваших молитв! Молитва друг за друга рассеивает все их ополчения. Преподобный Серафим Саровский всегда просил людей: «Помолитесь о мне, убогом.
Будем, возлюбленные, всегда поминать друг друга на молитве!

Священнический долг – вести паству ко спасению, а враг за это мстит. Но когда вы молитесь за отца духовного, тогда ему бывает легко.

Схиигумен Савва.

Вся жизнь схиигумена Саввы (Остапенко) была непрестанным подвигом служения Богу и людям. Он был широко известен как замечательный духовник, неустанный проповедник слова Божия, духовный писатель, простым, доступным языком разъясняющий людям святоотеческое учение о спасении. Но самое главное – он был известен как ревностный молитвенник, имеющий большое дерзновение ходатайствовать пред Господом о людских скорбях и нуждах.

В духовном завещании отец Савва писал: «Если я обрету у Господа дерзновение, то надеюсь ходатайствовать пред Ним за всех вас, и особенно за тех, кто будет поминать меня в молитвах». Старец покинул земной мир, но свет его любви, его молитва продолжают сиять нам сквозь вечность. И так же поучительно звучат его  после его праведной кончины.

За один порок осуждения человек может сделаться пьяницей, блудником и даже разбойником. Вот как страшно осуждать!

Когда кого-нибудь осуждаем, то Господа Вторично распинаем и Духа Святаго от себя удаляем, когда напраслину говорим на человека – то же самое. Вот, возлюбленные, как страшно осуждать и иметь о человеке плохое мнение.

Схиигумен Савва Остапенко


Схиигумен Савва (Остапенко) о ПРИЧАЩЕНИИ

Центром духовной жизни схиигумен Савва считал причащение. Он убеждал своих чад причащаться как можно чаще. Старец делал выписки из творений праведного Иоанна Кронштадтского и других отцов о пользе частого причащения.
Он говорил, что диавол всеми силами старается отвести человека от причастия. Темная сила борет человека с правой и с левой стороны: с левой - явными грехами: нерадением, леностью, осквернением души, фантазиями и помыслами, отвращением к храмовой службе, раздражительностью, злопамятством, стыдом исповедовать грехи перед священником, нечистыми сновидениями перед причастием и так далее.
Враг подходит к человеку и с правой стороны - через ложное понимание благоговения перед святыней. Он внушает не только мирянам, но и священникам и даже архиереям, что частое причащение - это злоупотребление Таинствами, признак духовной гордости; что от частого причащения Тело и Кровь Христовы могут стать привычными, как простая телесная пища; что часто причащающийся человек не может достойно приготовиться к этому величайшему из Таинств. Такие люди смотрят подозрительно на тех, кто причащается часто, и считают частое причащение каким-то новшеством в Церкви. Отец Савва говорил, что лишить человека причастия так же жестоко, как лишить грудного ребенка молока матери.
Опыт показывает, что люди, причащающиеся часто, ведут жизнь в духовном плане более достойную, чем те, кто под предлогом благоговения лишают себя святыни. На самом деле это не смирение, а диавольский обман. В причастии человек черпает силы для борьбы с грехом, а ему говорят: «Не причащайся часто». Откуда же он возьмет эти силы? Когда указывают на то, что в древности причащались часто, эти люди обычно отвечают: «Тогда был другой духовный уровень». Но разве духовный уровень не зависел от частого причащения? Отец Савва редко отлучал грешников от причастия.
Он говорил: «Исповедуйся, смири себя в своем сердце как самого недостойного и спеши к Святой Чаше».

«Возлюбленные! Мы христиане, а христиане должны следовать путем Христовым. Это значит: любить Бога и любить ближнего. Любить Бога, это значит: брать Евангелие и впитывать в себя те слова, которые Господь проповедовал, когда был на земле. А любить ближнего, это значит не огорчать ближнего, а утешать его. Это два момента, на которых основаны все наши законы.
Некоторые спрашивают:
— Что нужно делать для того, чтобы спастись?
— Начинайте с того, чтобы стараться читать Евангелие и потом ближнего не огорчать, а утешать словом и делом, тогда мы в этот день получим великую благодатную силу.
Итак, будем стараться иметь усердие, и Господь будет всегда близ нас. Господи, помогай нам!».

Схиигумен Савва (Остапенко)